В школе создан банк данных заболеваемости учащихся с 2000 года по результатам медицинского осмотра и данным поселковой поликлиники по следующим параметрам: хронические заболевания, текущие заболевания, группы учащихся по здоровью. Проанализирована динамика заболеваемости, выявлены причины роста числа учащихся по ряду хронических заболеваний, намечена и реализуется здоровьесберегающая работа.
II Блок
В течение пяти лет в школе проводится анкетирование старшеклассников «К чему я стремлюсь в жизни?». Анализ анкет позволил выявить смещение приоритетов наших учащихся в сторону познания, интересной работы, активной деятельной жизни, что подтверждает их стремление к самореализации и жизненному самоопределению, готовность к самосовершенствованию, наличию системы разумных потребностей, в том числе и здорового образа жизни. В школе ежегодно проводится анализ динамики количества учащихся, состоящих на внутришкольном учете, учете при КДН, количество учащихся с вредными привычками, а также анализ состояния дисциплины на уроках, внеклассных и школьных мероприятиях. Учет результатов аналитической деятельности по этому блоку при корректировочном планировании воспитательной работы в школе позволяет делать ее более эффективной и действенной.
III Блок
Эффективность образовательного процесса - один из важнейших показателей деятельности педагогического коллектива . В школе сложилась комплексная система оценки эффективности учебного процесса, учитывающая не только государственные стандарты, но и особенности социума (в поселке одна школа; в связи с сокращением на стройке, многие родители вынуждены выезжать вахтовым методом на работу за пределы поселка, непостоянным контингентом учащихся), особенности детей нашего контингента. Только такая система может адекватно представить деятельность учителей школы, способных демонстрировать высокий уровень педагогического мастерства по формированию у учащихся объективной самооценки и созданию предпосылки для возникновения у них потребности в саморазвитии.
Мониторинг в сфере обучения осуществлялся по двум направлениям: контроль процесса обучения и контроль результатов обучения; и проходил в несколько этапов : 1- накопление и систематизация информации 2- обработка информации 3- этап обобщения, выводов и управленческих решений. При этом использовались формы контроля:
I. Учитель- ученик , осуществляемая каждым учителем на каждом уроке;
II. Учитель- учитель, происходящее при посещении учителями уроков своих коллег, при обсуждении уроков, на различных семинарах, на заседаниях МО, педсоветах
III. Администрация- учитель, проводимая при проверке журналов и посещении администрацией уроков; проверке прохождения программы, анализе результатов ЕГЭ и других форм итоговой аттестации.
Особое место в мониторинге уделяется 5-ым классам. В школе разработана программа педагогического сопровождения пятиклассников, работает «Совет пятиклассников», учителя, обеспечивающие адаптацию, включаются в персональный контроль. Цель: совместными усилиями администрации, учителей начальных классов, учителей- предметников 5-х классов, социально- психологической службы, классных руководителей и родителей сделать процесс адаптации этих учащихся в новом школьном пространстве более комфортным и безболезненным.
Психологической службой проводилась в этом учебном году вместо традиционных скринингов- фронтальная проверка уровня готовности к началу школьного обучения. Учащимся 2-го и 3-го уровня было обеспечено психологическое сопровождение (работа психолога с учащимися и их родителями, работа логопеда, работа учителей на индивидуальных занятиях). В конце каждой четверти классные руководители и учителя- предметники сдают отчет по определенной форме
Зам. директора все эти данные сводятся в таблицу и отражаются в столбиковых диаграммах и графиках, что позволяет проследить динамику процесса обучения и его результативности по отдельному классу, по параллели, по основным ступеням (1-4; 5-9;10-11), а также в целом по школе. Многолетняя систематическая работа в этом плане дает возможность администрации сравнивать тенденции по классам, позволяет определить «стабильные классы» и классы группы «риска» и обеспечить им педагогическое сопровождение. Однако хочется отметить, что в идеале диагностика должна проводится не только администрацией, но и учителями- предметниками и начинаться с каждого учащегося , а затем переходить на последующие уровни (класс- параллель- школу), но большая недельная нагрузка учителей , недостаточная диагностическая культура делает эту работу поверхностной и малоэффективной. Этот вопрос является основным в составлении программы развития школы.
Также одним из важных звеньев результативности качества обучения учащихся и воспитания на наш взгляд является результативность, выступления в различных турнирах, олимпиадах, конкурсах.
Непрерывное отслеживание состояния учебного процесса позволяет нам получить объективную картину его динамики и эффективности, вскрывать причины, обусловившие те или иные результаты, вносить своевременную корректировку.